Выберите город

search
Город с таким названием не найден...
Попробуйте снова!
16.03.2018

Поделиться:

126688

Основа самооценки ребенка

Как человек оценивает себя в группе лиц, свои плюсы и минусы – из всего этого складывается самооценка, то есть представление о себе. В разное время самооценка может меняться, но ее база, основа, несомненно, формируется в ранних годах жизни. На формирование самооценки ребенка влияют мама с папой, друзья с товарищами и даже преподаватели.  

От чего зависит самооценка у ребенка?

Когда человек появляется на свет, он ничего о себе не знает. Поэтому самооценка ребенка формируется из того, как с ним разговаривают мама и папа, какие чувства ощущают.  Конечно, уже в школьное время позитивную самооценку формируют успехи в той или иной сфере. Если семья постоянно обращает внимание на то, что малыш все делает неправильно, ставят в пример ровесников, то самооценка ребенка, конечно, будет понижаться. Безграничные комплименты также приводит к неадекватной самооценке, вплоть до того, что в будущем человек не сможет найти себе пару. 

Не стоит связывать поведение ребенка с его личностью. Например, разбил сын только что купленный телефон – все «ты плохой». В данном случае плохой поступок, ребенок – хороший.  В юном возрасте людям свойственно думать, что мир крутится вокруг них, и настроение папы, раздраженность старшей сестры связывают с собой. От этого у ребенка развивается чувство вины, снижается самооценка. Важно донести, что у взрослых свои причины для грусти.

самооценка ребенка

Виды самооценки у детей

Выделяют 3 вида самооценки: нормальная, завышенная и заниженная.

  1. Нормальная. Ребенок адекватно себя оценивает и его поведение выражается в следующем:
    • нет страха пробовать новое;
    • может найти решение проблемы самостоятельно, но если не получается, умеет обратиться за помощью;
    • признаёт свои ошибки и исправляет их;
    • нормальная коммуникация со сверстниками.
  2. Завышенная. Ребёнок переоценивает свою значимость. Завышенная самооценка выражается в:
    • эгоцентризме;
    • болезненном восприятии критики;
    • привлечении внимания любым способом;
    • агрессии в общении со сверстниками, желании унизить других.
  3. Заниженная самооценка характеризуется:
    • тревогой и неуверенностью в себе;
    • стеснительностью;
    • недоверчив остью и страхом быть обманутым;
    • замкнутостью и обидчивостью;
    • негативным настроением.

самооценка ребенка

Причины низкой самооценки

Заниженная самооценка препятствует нормальному взаимодействию с другими людьми, мешает общаться и заводить новые знакомства, не даёт свободно развиваться новым умениям. Дети с заниженной самооценкой боятся пробовать новое, потому что страх неудачи слишком велик — они уверены, что у них ничего не получится.

Причины низкой самооценки у детей:

  1. Недостатки во внешности;
  2. Упрёки со стороны старших по любому поводу;
  3. Неудачи, о которых ребёнок боится рассказать, если вы его ругаете за это;
  4. Денежные сложности в семье (нет такого крутого гаджета, как у Артёма);
  5. Агрессивная или неблагополучная атмосфера дома.

Вовремя определить, что у ребёнка возникли какие-то проблемы с самооценкой, довольно просто, если всегда обращать внимание на то, насколько легко ребёнок берётся за что-то новое, что говорит о своих сверстниках. Также можно воспользоваться несложными психологическими тестами. Например, предложить ребёнку изобразить себя в кругу семьи. Если он нарисует себя гораздо более маленьким по сравнению с остальными на рисунке, это говорит о заниженной самооценке.

Важными критериями оценки ребёнка являются: успехи в школе, его поведение, внешний вид, физические способности, социальный статус. Первые два пункта имеют значение для родителей и учителей (воспитателей), а остальные — для сверстников.

Если ребенку 8 лет, он начинает сам анализировать себя, свои достижения, своё место среди окружающих, опираясь на то, как его оценивают другие люди.

Важно быть внимательными и своевременно способствовать формированию здоровой самооценки, помогать ребенку правильно понимать свои и чужие эмоции, чувства и действия.

формирование самооценки ребенка

Как поднять самооценку ребенка?

Маленьких школьников нужно чаще подбадривать, проявлять уважение, подчеркивать достижения, потому что в этом возрасте они воспринимают себя через оценивание родителей и учителей, а если отметки в школе вдруг пошли не очень, то и мотивация к учебе снижается. Наверное, поэтому в первых классах заменили оценки смайликами.

Психологи дают родителям некоторые советы, как повысить самооценку ребенку.

  • Чаще отмечайте достоинства ребенка, реже сравнивайте со сверстниками.
  • Уважайте желания, чувства, мысли, интересы. Ребенок может быть в плохом настроении – это нормально. Он может хотеть игрушку и это тоже нормально. Не берите без разрешения личные вещи, а у детей постарше не лазайте в рюкзаке. Уважительное отношение к ребенку благоприятно влияет на формирование его самооценки.
  • Примерно с шести лет дети начинают очень четко отождествлять себя с родителем своего пола. Девочка обращает внимание, как мама держится в обществе, отстаивает ли свое мнение, считает ли себя привлекательной, умной. Подрастающая девочка невольно копирует мамино поведение и отношение к себе. 

Чтобы поднять самооценку ребенку, создавайте вокруг него ситуацию успеха.  Если ему интересна музыка, не стоит вести на бокс. Пусть он занимается тем, что у него получается. Окружите подрастающую личность заслуженной похвалой, тогда ребенок вырастет с адекватной самооценкой и знающим себе цену.

, как повысить самооценку ребенку

Самооценка ребенка в возрасте 5-7 лет

Самооценка у дошкольников часто завышена. В первое время своей жизни малыши учатся оценивать себя и иногда делают это неверно, особенно, если родители любой их поступок сопровождают комплиментами. Если не перегибать палку, то завышенная самооценка ребенка нормализуется. Недостаток самоуважения у сына или дочери в это время более опасно. Увидев симптомы заниженной самооценки, необходимо поменять процесс воспитания, изменить свое поведение с ребенком.

Самооценка ребенка в возрасте 7-10 лет

 Учась в начальной школе, малыш в первом классе оценивает себя завышено. Во втором самооценка постепенно снижается. В третьем ребенок оценивает свои возможности и шансы нормально или занижено. Завышенная самооценка редка в этом периоде. На формирование самоуважения в начальной школе сильно влияет учебно-воспитательный процесс, а особенно, успеваемость по разным предметам. Ученики младших классов – это крошки, поэтому при увеличивающейся неуверенности и снижении самооценки у ребенка не стоит обращать внимание на плохие отметки.

Самооценка ребенка в возрасте 10-15 лет

В средней школе ребенок может оценивать себя объективно. Он взрослеет, занимается самоанализом.  Но заниженная самооценка у подростка имеет место быть. Чаще всего она связана с трудностями в коммуникациями с ровесниками, а не с учебой. Чужое мнение о себе становится на первый уровень в системе ценностей. Малыш взрослеет, но все так же ждет похвалы от мамы и папы. В это время нужно интересоваться его хобби, давать самостоятельно принимать некоторые решения.  Чрезмерный контроль и излишние требования к отличной успеваемости снизят самооценку вашего сына или дочери.

Хотите развить интеллектуальные способности вашего ребёнка?

Заполните форму, и мы подберем бесплатный урок, подходящий именно ему.

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Поделиться:

Запись на бесплатный урок

Введите телефон, и мы Вам перезвоним для уточнения деталей

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Онлайн обучение
Обучение в центре
Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Написать директору

Некорректные данные
Некорректные данные
Некорректные данные
Отправка...

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных